Листок нетрудоспособности (Больничный лист)

ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ (БОЛЬНИЧНЫЙ ЛИСТ)

Листок нетрудоспособности или больничный лист – это документ, подтверждающий право на получение денежного пособия в связи с временной нетрудоспособностью по состоянию здоровья.

С 1 января 2022 г. в РФ оформляются только электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН).

В зависимости от тяжести заболевания больничный лист может быть оформлен на срок до 15 календарных дней. Если человек за это время не выздоровел, то специальная врачебная комиссия имеет право продлить его в общей сложности на срок до 12 месяцев.

Один человек в течение года может получить неограниченное количество листков нетрудоспособности, но при этом существуют ограничения по количеству оплачиваемых дней нетрудоспособности.

Кто выдает больничные листы?

Листки нетрудоспособности выдают как государственные, так и частные медицинские организации, имеющие лицензию на медицинскую деятельность и экспертизу временной нетрудоспособности.

Кто может получить больничный лист?

• все, кто работает по трудовому договору;
  • работающие по договорам ГПХ, если в предшествующем болезни календарном году в ИФНС были перечислены взносы по временной нетрудоспособности (ВНиМ) в соответствии с установленными тарифами;
  • индивидуальные предприниматели (ИП), если они платят за себя социальные взносы;
  • адвокаты, если они платят за себя социальные взносы;
  • безработные, если они стоят на учете на бирже труда;
  • иностранцы, застрахованные по Обязательному социальному страхованию (ОСС) на случай временной нетрудоспособности.

Когда выдают больничный лист?

Основанием для оформления больничного могут послужить:

• болезнь
  • травма
  • уход за больным ребенком или взрослым членом семьи
  • беременность
  • реабилитация в санатории после стационарного лечения
  • протезирование в стационаре
  • нахождение работника или члена семьи на карантине.

Как получить больничный лист?

Для оформления листка нетрудоспособности необходимо:

• Прийти на прием в медицинскую организацию, или, если не позволяет состояние здоровья, вызвать врача на дом. После осмотра врач назначит необходимое обследование и лечение, а также, при выявлении факторов временно ограничивающих работоспособность, откроет больничный лист и определит дату следующего приема.
  • Повторно посетить медицинскую организацию в назначенное врачом время. При неявке на прием больничный лист может быть аннулирован за нарушение пациентом лечебного режима. После повторного осмотра врач оценит состояние здоровья и закроет или продлит больничный.
  • Всю информацию по ЭЛН (об открытии, продлении, закрытии и оплате) можно получить на сайте Социального Фонда России (СФР) или на портале Госуслуг в сервисе электронных листков нетрудоспособности.